Основной задачей деятельности Центр туризма стало дополнительное образование школьников методами туристской, краеведческой, экскурсионной деятельности. Этому были подчинены все остальные виды деятельности учреждения.
Всего в городе в 1994 г. было 10 средних школ, 2 специализированные, Детский дом. Общее количество учащихся составляло более 8500 человек.
Прием учащихся осуществляется на добровольной основе, по заявлению ребенка с согласия родителей.
Ежегодно за полугодие и в конце года в объединениях Центра проводится аттестация учащихся. Охват аттестации - 90%. Выпускники 9 и 11 классов сдают экзамены и получают свидетельство о дополнительном образовании. В 2000 г. свидетельства получили 22 выпускника школ, в том числе 7 учащихся с отличием. С каждым годом растет число разрядников : если в 1994 году их было всего 108, то на 1.09.2001 г. их - 480, в т. ч. выполнили разряды в 2000-2001 гг. 128 чел. В том числе 6 человек выполнили нормативы 1 разряда по спортивно-туристскому многоборью (в 1994 г. не было ни одного)
Обучение учащихся ведется, в основном, на русском языке. В тоже время во всех кружках и при проведении мероприятий большое внимание уделяется развитию и воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, к их истории, культуре и традициям.
В центре туризма сложился хороший коллектив, способный решать многие задачи. Силами коллектива были проведены: в 2001 г. межреспубликанский турслет работников образования «Татчумара-2001», туристский слет работников образования в 1993 г., республиканские слеты туристов - школьников в 1992, 1993, 1998, 2000 гг., ежегодно проводятся региональные первенства по спортивному ориентированию, городские мероприятия и др.
Педагогические кадры (изменения за последние три года)
Ежегодно для педагогов Центра проводятся семинары и учеба по различным направлениям деятельности («Техника безопасности при проведении туристских походов в весенние каникулы», «Организация походов в межсезонье» и др.). Ежегодно 2-6 педагогов повышают свою квалификацию на республиканских курсах и семинарах.
Ежегодно проводится аттестация педагогических работников.
Работниками Центра проводится большая методическая работа. Они участвуют в подготовке и проведении предметных школьных олимпиад (географии, геологии, истории). В помощь учителям подготовлены методические пособия: "География Елабужского района", "Красная Книга Елабужского района", "Справочник -путеводитель по г. Елабуга" и др. Разработаны и действуют маршруты экскурсий по городу, "Экологическая тропа по Танаевскому лесу, по Малому Бору". В настоящее время, в связи с появлением в Центре своего компьютерного оборудования, все эти пособия готовятся к изданию. Особого внимания заслуживает работа Бурсакова Э.С., педагога доп. образования, гл. тренера сборной республики по спортивному ориентированию "Определение рейтинга спортсменов, присвоение разрядов и формирование на базе этих данных сборных команд". Интерес к ней проявляют не только в Татарстане, но и во многих регионах России. В целях развития системы экологического воспитания детей, работниками Центра разработана программа создания на территории национального парка "Нижняя Кама" эколого-туристского полевого стационара, который позволит в полевых условиях соединить теорию и практику экологического воспитания.
В связи с тем. что районная станция юных туристов не работает (нет директора), Центр взял на себя методическую и организационную работу с туристскими кружками и школьными музеями сельских школ.
За прошедшие годы произошло значительное обновление состава педагогов - пришло много молодых основных работников, новых преподавателей из школ.
Несмотря на недостаточное и не своевременное бюджетное финансирование, ежегодно с кружками и объединениями Центра проводится около 30 различных мероприятий различного уровня по различным направлениям деятельности Центра.
В мероприятиях, проводимых Центром, участвуют почти все школы города: сильнейшими являются ср. школа-гимназия № 4, ср. школа № 1,3,5,8. Очень редко принимают участие команды ср. школ № 2,11, татарской гимназии № 1и 2.
Высокий профессиональный уровень педагогов, их энтузиазм в сегодняшнее не легкое время, высокое качество обучения, позволяет Центру не сокращать число проводимых мероприятий, сохранить их высокий уровень проведения. И эта работа не проходит даром. По итогам 1996-2000 гг. команды г. Елабуги неоднократно становились призерами российских, зональных, региональных соревнований по туризму и спортивному ориентированию. Краеведческие работы наших учащихся стали лауреатами на многочисленных Всероссийских краеведческих конкурсах.
Каким путем наш Центр туризма шел к сегодняшним формам и способом привлечения дополнительных средств?
Первые попытки такой работы предпринимались еще в 1988 году, когда в городе был создан туристский кооператив школьников «Бригантина», идеей которого было через хозрасчет и спонсоров организовать туристскую работу среди школьников, организуя на это самих детей. Но эта идея не смогла реализоваться в силу нашей тогда еще не опытности и не достаточной нормативной базы. В 1992 годы мы попытались объединить в единую организацию взрослый городской клуб туристов и детский туризм. Было создано молодежное общественное объединение, но мы не смогли противостоять ужесточению в то время налоговой политики, к руководству города пришли новые люди, которые нас тогда не знали и не понимали.
В конце 1993 года мы начали эксперимент по переходу на новые условия работы - в коллективе станции юных туристов родилась идея перехода на работу со своим расчетным счетом. Почему она появилась?
1) В условиях централизованной бухгалтерии при нарастании дефицита бюджетных средств, невозможно было оперативно решать финансовые вопросы, вопросы приобретения необходимого в данный момент, необходимых вещей
2) Появление к тому времени достаточной нормативно-правой базы. В конце 1993 года были приняты основные законы и положения позволяющие перейти на самостоятельный расчетный счет. Прежде всего это Закон об образовании и положение о внешкольных учреждениях;
3) Учреждение перешло по объемным показателям в 1 группу по оплате труда;
4) Сложился единый сплоченный коллектив единомышленников, поддерживаемый руководством ГОРОНО;
5) Существовала городская Станция туристов, ее работа стала заметна в жизни города.
Какие формы привлечения дополнительных средств существуют в нашем Центре? Многие, но в разной стадии развития:
1. Привлекаются родительские взносы, но только периодически на проведение некоторых мероприятий, за счет проката снаряжения.
2. В настоящее время ведутся работы по созданию Попечительского Совета
3. Введена оплата за использование снаряжения в учебно-спортивных туристских походах. Само обучение остается бесплатным.
4. Формы предпринимательской деятельности:
1) в апреле 1995 г. - открытие магазина по продаже ТНП, автоперевозки;
2) в декабре 1995 г. - открытие туристического агентства (ежегодно по нашим путевкам ежегодно отдыхает более 350 елабужан в России, СНГ и за рубежом и более 150 школьников);
3) с ноябре 1996 г. услуги факсимильной связи позволяет покрывать расходы на его содержание и частично покрывает расходы на услуги связи;
4) март - апрель 1997 г. - ксерокопирование, компьютерные услуги
5) август 1997 г. - типографские услуги, ежемесячно выпускает продукцию на 15000 рублей.
Что дал нам переход на новые условия работы?
1. Оперативность решения материальных проблем;
2. Самостоятельность решения финансовых вопросов;
3. Возможность оперативно решать вопросы перегруппировки средств со статьи на статью;
4. Возможность поощрить лучших педагогов;
5. Новые возможности приема и увольнения;
6. Не было отменено ни одного мероприятия из-за отсутствия средств;
7. Произведен косметический ремонт;
8. Приобретено компьютерное и копировальное оборудование, автобус, легковой автомобиль, снаряжение. Основные фонды с 1500руб. в 1993 г. увеличилось до 150000 рублей в 2000 г. библиотечный фонд возрос со 100 наименований до 1050 наименований.
Если в 1994 году бюджетное финансирование составило 80 млн., и дополнительных средств всего было привлечено на 17 млн.; а в 2003 году запланировано – 480000 рублей, то за 9 месяцев 2001 года привлечено 780000 рублей.
Занятие бизнесом было отмечено дипломом П степени Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан в 1996 г. на конкурсе молодых предпринимателей Татарстана за проект «Туристский бизнес -центр г. Елабуги». В настоящее время в плане развития города учтены или уже построены некоторые объекты из нашего проекта.
Занятие коммерческой деятельностью не отразилось на результатах учебной деятельности.
Центр туризма последние годы постоянно отмечается в приказах МО РТ за высокие показатели в спортивной , краеведческой и экскурсионной деятельности. С 1996 г. по 2001 г. сборная города Елабуги по туризму неизменно занимает 1-3 места в ежегодных республиканских туристских слетах школьников. Центр туризма - Лауреат российских краеведческих конференций 1996, 1997, 1999 г. г. в гг. Москве и Обнинске. В республиканском конкурсе 1997-1999 гг. все краеведческие работы были отмечены, как лучшие работы.
Есть проблемы, которые мы пытаемся решить своими силами, большей частью психологического, педагогического характера.
Есть еще педагоги, которые хотели бы работать в бюджетной организации, но получать, как в коммерческой, при этом работать, как в советское время. Это беда многих из нас. И мы думаем, что надо учиться, перестраиваться, искать свои пути.
Наш путь не идеален. Это один из вариантов развития учреждения дополнительного образования в новых экономических условиях..



Историческая справка
Напишите мне
Сайт создан в системе uCoz